ВЛАДИМИР
СОКОЛАЕВ
СПРАВКА О РАБОТЕ
ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ФОТОГРАФОВ
КУЗНЕЦКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО
КОМБИНАТА «ТРИВА»
Владимир Соколаев:
А защита нам была нужна, ибо ситуация для нас складывалась непросто. На всякий случай мы решили заручиться поддержкой Москвы, и рассказать обо всем в редакции «Советского фото».
Мы решили пропробовать. Володя Воробьев написал «Справку» о работе фотогруппы «ТРИВА», в которой последовательно, и датами, именами и фамилиями, изложил произошедшую с нами историю. Проездом на сессию, через Москву в Питер, я зашел в редакцию «Советского фото». Ольга Васильевна за столом просматривала номер журнала. Представился, что, мол, фотограф группы «ТРИВА» из Новокузнецка, о которой в предыдущем номере писал журнал. Она ответила, что прекрасно помнит хорошую статью Парлашкевича и наши великолепные фотографии. Я поблагодарил и посетовал на то, что именно за эти фотографии нас увольняют с завода, считают их порочащими честь и достоинство советского человека. Она нахмурилась, ибо такое мнение местных властей о материале, опубликованном в ее журнале, выглядело покушением на авторитет союзного издания. Чтобы не отнимать ее время, я передал ей заранее подготовленную «Справку» о «ТРИВА» и попросил ее помочь чем сможет. Она ответила: «Езжайте и учитесь спокойно, мы разберемся...»
СПРАВКА
о работе творческой группы фотографов
Кузнецкого металлургического комбината «ТРИВА»
Состав: В. Е. Воробьев, В. А. Соколаев, А. Г. Трофимов.
Все члены группы работают на Кузнецком металлургическом комбинате им. Б. И. Ленина в составе группы технического фотографирования Центральной комплексной лаборатории.
Владимир Воробьев — старший инженер, работает на комбинате с 1967 года, Владимир Соколаев — инженер, работает с 1974 года, Александр Трофимов — фотолаборант, работает с 1977 года.
Творческая группа фотографов КМК «ТРИВА» — самодеятельный творческий коллектив города Новокузнецка. В качестве такового фотогруппа зарегистрирована в отделе культуры исполкома города Новокузнецка 4 апреля 1980 года. Ходатайство о регистрации фотогруппы было подписано представителями административных, партийных и профсоюзных организаций Кузметкомбината: зам. директора Н. М. Миловацким, секретарем парткома Е. Ф. Демичевым и председателем профкома Г. В. Моргуновым.
К началу 1980 года (то есть непосредственно перед объединением) у членов будущей группы уже было участие в 28 фотовыставках самого различного масштаба. Среди них: Всесоюзная фотовыставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Всесоюзный конкурс Красногорского механического завода, где работы группы были отмечены дипломом III степени, международная фотовыставка «БИФОТА №79», международная фотовыставка «ЖЕНЩИНА-79», серебряная медаль и так далее. В статье, посвященной конкурсу «Красногорск-78», журнал «Советское фото» выделил коллекцию работ группы, как наиболее удачную и цельную в рабочей тематике. Таким образом, к моменту образования группы, у всех трех фотографов уже сложилось одинаковое отношение к фотографии: репортажный метод съёмки, документальность. В какой-то степени эти взгляды были одной из причин выхода всех трех фотографов из состава городского клуба «Сибирь», где пропагандируется пикториальная фотография.
Цели и задачи творческой группы записаны в Уставе, который был утвержден отделом культуры одновременно с регистрацией группы (Устав прилагается).
После образования (то есть в течение 1980 года) «ТРИВА» приняла участие в 19 выставках (список прилагается). Практически, все посылаемые на выставки фотографии сначала выполняли роль оформления заводских стендов. Почтовые пересылки в адрес всех (без исключения) фотовыставок оформлялись по форме № 103М. Для предварительного просмотра и подписи фотографии предоставлялись ответственным работникам комбината (на уровне заместителей директора) или заведующему отдела культуры горисполкома. На некоторые всесоюзные и международные выставки работы изготовлялись на оборудовавши комбината в плановом порядке, согласно письму зам. директора комбината Н. М. Миловацкого.
В настоящее время у членов группы «ТРИВА» возникли большие осложнения как творческого, так и личного характера. Был поставлен вопрос не только о роспуске фотогруппы, но и увольнении с работы всех ее членов. Такая ситуация возникла из-за возврата международным почтамтом коллекций, посланных в адрес международных фотовыставок следующих стран: ЧССР (г. Страконице), ГДР (г. Лейпциг), Югославия (тг. Сараево и Нови Сад), Голландия (г. Амстердам). Бандероли с фотографиями были возвращены в адрес городского комитета партии.
Как сейчас выяснилось, именно вследствие возврата, произошли следующие события.
29 января в помещении группы технического фотографирования была проведена ревизия. Комиссия в составе двенадцати человек, под руководством начальника бюро ревизии комбината В. А. Бородина тщательно проверяла фотонегативы. Без объявления причин были также отобраны около семисот фотографий. Эти фотографов: в течение нескольких лет собирались для изъятия из них серебра. Несмотря на возражения фотографов, часть этих фотографий, несовершенных как в техническом, так в художественном отношении, была обнародована и обсуждалась на различных инстанциях.
30 января прибыла еще одна комиссия: член парткома С. Ф. Златков, инструктор парткома Л. Г. Сенкевич председатель
худ. совета городского фотоклуба «Сибирь» Ю. А. Романов и корреспондент ТАСС А. Кузярин. Фотографы предоставили
в распоряжение комиссии выставочные фотографии, состоялось краткое обсуждение, во время которого фотографа ответили на поставленные вопросы, касающиеся организации работы творческой группы.
В тот же день состоялся разговор с секретарем парткома В. В. Высшиным, зам. секретаря по идеологии С. И. Зубаревым
и инструктором А. Г. Сенкевичем. Фотографии получили отрицательную оценку, а любая попытка со стороны фотографов объяснить содержание фоторабот воспринималась также резко отрицательно.
2 февраля фотографов посетили представители облисполкома и обкома партии (заведующий отдела агитации и пропаганды Е. П. Шмакова). Их сопровождали зам. секретаря парткома С. И. Зубарев и инструктор парткома А. Г. Сенкевич. Разговор снова касался формы работы творческой группы. При этом в вину ставилась не документальная направленность фотографий,
а факт их посылки па международные выставки.
3 февраля состоялось заседание парткома комбината. Одним из вопросов повестки был вопрос о работе творческой группы «ТРИВА». Решение парткома было таким: рекомендовать дирекции комбината сменить творческий состав студии, рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности начальника группы технической фотографии тов. Буянова В. Г.
и ходатайствовать перед горисполкомом о роспуске творческой группы «ТРИВА».
6 февраля фотографов и тов. Буянова В. Г. пригласил к себе зам. директора комбината тов. Миловацкий Л. М. Было объявлено устное решение: тов. Буянов В. Г. переводится в одну из лабораторий комбината, а студия закрывается. Фотографам было предложено искать работу за пределами комбината.
Так как решение было неофициальным, фотографы приступили к текущей работе.
13 февраля состоялось заседание бюро горкома партии, на котором утвердили решение парткома.
18 февраля членов группы «ТРИВА» пригласил к себе председатель профкома комбината тов. Моргунов Г. Б. Фотографам было предложено подать заявление на рассчет по собственному желанию. В случае отказа, по словам тов. Моргунова, администрация готова принять одно из двух решений:
1. кратковременно закрыть группу технической фотографии, а затем открыть ее с новым штатом;
2. заменить начальника с тем, чтобы новый руководитель в течении короткого времени дал основание администрации на увольнение фотографов «по статье». Тов. Моргунов заверил, что в этих условиях членов группы «ТРИВА» не спасет самое неукоснительное выполнение ими правил трудовой дисциплины и распоряжений администрации.
Наконец, когда 26 февраля начальнику цеха была подана заявка на пропуска, из нее были вычеркнуты фамилии
В. Воробьева, В. Соколаева и А. Трофимова. Таким образом фотографы были отключены от выполнения своих прямых обязанностей. 5 марта состоялась встреча группы «ТРИВА» с третьим секретарем горкома партии тов. Тарасовой Э. Ф.
В разговоре обсуждалось содержание фотографий, а также перспектива дальнейшей деятельности творческой группы.
В настоящее время перспективы эти очень неопределенные.
Со своей стороны, фотографы признают справедливыми большую часть критических замечаний, высказанных в их адрес. Однако не может не вызвать возмущение очень свободная трактовка сюжетов фотографий, искажение их смысла, а также анализ их некомпетентными лицами. Все члены творческой группы готовы к самой высокой требовательности к их работам, однако эта требовательность должна сопровождаться и пониманием основ фотографии. Самые большие ошибки
в практической работе творческой группы имели место из-за отсутствия тесной связи с фотографическими организациями страны. Это обстоятельство было причиной, например, самостоятельной посылки коллекции фотографий в Голландию. Изложенные события — это большой урок фотографам. Остается только добавить, что для дальнейшей творческой работы, для исправления допущенных промахов необходимы нормальные условия работы.
15 марта 1981
творческая группа «ТРИВА»