top of page
775 03a_Александр Бобкин_edited.jpg

 ОБ АВТОРЕ 

Талант обязывает нас заниматься тем, 

 в чем мы талантливы.

"

Владимир Соколаев

СОКОЛАЕВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

Документальный фотограф и видеограф.

Почетный член Союза фотохудожников России.

Родился в 1952 году в России, в городе Сталинске (ныне Новокузнецке). Окончил Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ) в 1983 году. Профессию фотографа выбрал в 1974 году на Кузнецком металлургическом комбинате в городе Новокузнецке. 

Организатор и участник первой в СССР творческой группы фотографов «ТРИВА» с момента ее основания в 1978 году, до закрытия в 1982-м. Занимался только документальной фотографией — от социальной до ландшафтной.

Ушел из жизни 12 сентября 2016 года в своей мастерской в Новокузнецке. 

АВТОБИОГРАФИЯ

 

Я познакомился с фотографией спустя девять лет после рождения. Родители купили мне фотоаппарат «Смена-6», а мой крестный, дядя по материнской линии, показал как печатаются снимки. Тогда я не смог понять, как из белого негатива появляется черная фотография.

Вторая вспышка фотографической деятельности совпала с пробуждением моего интереса к слабому полу. Сам стиль съемки — «папарацци» — органично входил в ритуал ухаживания. В качестве фотолаборатории использовалась ванная комната, что вызывало недовольство домашних. Я гордился своими фотографиями — они пользовались неизменным успехом у друзей. 

В третий раз к фотографии меня вернул зеркальный видоискатель камеры «Зенит 3М». Одноклассник извлек его из стола своего старшего брата и с опаской передал мне в руки. Я поднял аппарат к глазу и обомлел. Отображенная реальность матового стекла протрясла меня.

Владимир Соколаев в экспедиции по Центральной Сибири. 27.09.2011. Из семейного архива В. С

Владимир Соколаев

в экспедиции по Сибири.

Из семейного архива

Владимира Соколаева

Так произошла моя Встреча с Фотографией. Произошла за неделю до выпускных школьных экзаменов. Все три недели экзаменов промелькнули в непрерывающемся сверкании потрясающего праздника Встречи с Музой. Экзамены были фоном, одноклассницы, друзья, учителя отражали свет Солнца, преломляли его, и Солнце шептало в трепетавшее сердце:  «Посмотри, как светятся в Моих лучах ее волосы, как восхитительно прозрачна ее рука. А сейчас твои друзья войдут в столб Моего света и сами станут Светом». Они входили в Свет и становились Светом. С моими глазами что-то произошло. Я вдруг увидел Мир. А Дверью в этот Мир Света стал простой зеркальный видоискатель фотокамеры «Зенит 3М». И в этом Окне перед моими глазами развернулся праздник предъявления Жизни. В этом празднике участвовали мои друзья, одноклассники, цветы в их руках, коридоры школы, улица. Вдруг в один момент все вокруг засияло и засветилось в окне видоискателя, а через него, и в моих глазах. Так появился мой первый фотоальбом «Одноклассники». Так был прожит первый этап — ЗНАКОМСТВО.

Второй начался по возвращении из армии и женитьбы, которая потребовала средств на пропитание молодой семьи. Мы с женой уехали на Алтай, где я устроился учеником, а потом фотографом службы быта,  начал осваивать фотографию как специальность. 


В 1974 году счастливый случай открыл передо мною двери кинокорреспондентского пункта Кузметкомбината (тогда в Минчермете существовала целая сеть кинокоррпунктов), который назывался громко «КМК-фильм». Мы с женой вернулись в родной город и я искал работу. В кинокоррпункте требовался не фотограф, а электрик, моя воинская специальность. Я устроился электриком. Первым жестом стало полное отключение истошно оравшего в студии «брехунка» (так называлась радиоточка в брежневские времена), вторым — просьба дать в руки фотоаппарат. Так состоялось возвращение к Фотографии.

Сами условия съемки в цехах металлургического комбината потребовали серьезного изучения технической стороны фотопроцесса. Тогда же пришла настоящая любовь к творчеству. Естественным продолжением творческого процесса стала и активная работа в местном фотоклубе, позже назвавшимся «Сибирью», и участие в клубных фотовыставках-отчетах. Потом пришло ощущение, что рамки фотоклуба чрезвычайно тесны для фотографии. Ведь фотография — не просто увлечение, заполнение свободного времени. Фотография — способ познания окружающего мира, сознательная и активная реакция на все происходящее. На все, без исключения. Так из состава фотоклуба выделилась группа единомышленников, людей, связавших с фотографией всю свою жизнь: Владимир Воробьев, Александр Трофимов и я. Мы стали называть себя «ТРИВА»: «три» — трое, «ВА» — Владимиры и Александр. Мы вместе работали на ведомственной киностудии «КМК-фильм», исповедовали документальную фотографию, как способ осмысления мира, снимали только «полтинниками» — объективами, угол охвата которых совпадает с углом охвата человеческого глаза. «Полтинник» видит так же, как человек, и требует от фотографа участия в снимаемом событии, требует полного погружения. «Полтинник» учил нас искать точки контакта, находить способы взаимодействия с людьми, учил оставаться незаметными.

Считаю, что нам исключительно повезло. Судьба сделала нас своими избранникам и подарила нам все, о чем фотограф мог только мечтать. В нашем распоряжении находилась вся территория крупнейшего металлургического завода. Мы могли находиться в его цехах, наблюдать и снимать хоть 24 часа в сутки — без ограничений. Неограниченный запас фотопленки, фотобумаги, химреактивов позволял не экономить на материалах. Все помещения студии, все ее технические ресурсы были в нашем распоряжении. А полем для игры было все пространство жизни: город, завод, вся страна.

Ко всему этому судьба приложила еще один подарок — встречу с Владиславом Запорожченко, человеком, наделенным тотальным фотографическим чутьем, абсолютным чувствованием фотографии. Эта встреча во многом определила мою фотографическую судьбу. Профессиональные советы талантливого фоторедактора, всегда очень осторожные и, как мы не раз убеждались, точные, сделали из нас хороших фотографов.

Результатом нашего творческого содружества явилось создание макета фотоальбома «ФОТОФАБЕР» — «Фотография работающая» — посвященного рабочим Кузметкомбината. Тогда же, в 1980 году фотогруппа «ТРИВА» была зарегистрирована в городском отделе культуры как неформальное творческое объединение фотографов. Это было первая в Союзе творческое объединение профессиональных фотографов. Основной задачей, возложенной на себя фотографами, как членами творческого коллектива, стала пропаганда фотографии через участие в выставках и конкурсах самого различного масштаба: от местных до международных. Тогда же появилась заметка о группе и в журнале «Советское Фото» — единственном печатном органе советской фотографии. Эта была пора самой высокой внешней активности фотогруппы.

Постепенно приходило осознавание уникального социального статуса Фотографии, как вида искусства. Оказалось что фотографическая деятельность — это не столько участие в фотовыставках, сколько процесс внутренний, духовный, неотделимый от гражданской позиции автора, от его социальной ответственности. Ведь в момент щелчка затвора происходит только рождение фотографии. Потом она взрослеет и обязательно, выходит «в люди», к зрителю. Выходя, она предъявляет и себя, и, с неизбежностью, автора, его позицию, его мировоззрение. Ведь всякий раз, нажимая на спуск, фотограф запечатлевает свое собственное отношение к тому, что он наблюдает. В социальной документальной фотографии щелчок фотоаппарата с неизбежностью демонстрирует гражданскую позицию автора. Несовпадение точек зрения автора и власти приводит, как известно, к столкновению их носителей. После проживания этого факта в жизни группы произошло ее разделение — Александр Трофимов стал работать самостоятельно. Фотогруппа «ТРИВА», как коллектив авторов, перестала существовать. 

А социальная фотография требовала от нас не только мужества и большой внутренней работы, но и перемены внешних приемов съемки. Мы перешли к работе незаметными и бесшумными «Лейками», к работе, постоянной во времени, и непрерывной в течении дня, и ночи. Камера стала обязательной принадлежностью, «кофр» — формой одежды. Выставочная деятельность прекратилась полностью по независящим от авторов причинам. Социальная фотография оставалась обществом «не заказанной». Впрочем, все это позволяло сохранять силы для главной работы — съемки, набора фотографического материала. Этот период мы называем «свободной охотой» — пристально фиксировалось все, что останавливало наше внимание, все проявления человеческой деятельности. Основополагающее качество документальной фотографии — единство факта, времени и места — соблюдается с того момента неукоснительно. Изменился способ подачи материала, он стал альбомным.
 Авторами созданы макеты фотоальбомов: мною — «ЯНВАРЬ—ИЮЛЬ», по материалам фотосъемки в Ленинграде в 1983 году, «СОСЕДИ» — фотоальбом о земляках-новокузнечанах (1983), Владимиром Воробьевым — «ЛИЦА» и «МЕСТА» — два альбома под общим названием «ФОТОЭРЕКТУС» («Фотография выпрямленная». 1983). В 1984 году были собраны мною — «ЖАТВА», Воробьевым — «СТО ПАРНЫХ ФОТОГРАФИЙ». 

 

Опыт работы с фотоальбомами показал, что профессиональное отношение к фотографированию с необходимостью требует переосмысления самого процесса творчества, разделения момента собственно творчества и процесса освоения материала. Кроме того, появилась настоятельная потребность в тесном сотрудничестве с профессиональным фоторедактором. Переписка с Владиславом Запорожченко не заполняла тот информационный вакуум, который вообще характерен для российской провинции. После внимательного исследования процесса творчества фотографа, по результатам съемки 1985 года появился фотоальбом «Я-ТЫ-МЫ-ОНИ». Границы были определены, названы и четко зафиксированы. Новое отношение к понятию «тема» выразилось в сборке первого тематического альбома о цыганах «ЦЫГАНЕ-СКОТОГОНЫ» по результатам двух выездов-съемок на Алтае в 1980 и 1985 годах. Так закончился период ЛЮБИТЕЛЬСТВА.

Третий период начался со встречи, полностью перевернувшей мою жизнь — с Владимиром Пономаренко. Через него я вошел в Мир Смысла. Этот Вход потребовал полной переоценки всей предыдущей жизни, в том числе и профессиональной ориентации творчества. 1986 год был годом полного фотографического молчания. По-новому осмыслялась место и роль информационного потока, его влияние на систему социальных отношений, и на процесс творчества фотографа. С новых позиций осознавалась роль и место самой фотографии в жизни человека, в обществе, в социальных взаимоотношениях. Совершенно по-иному увиделось и место фотографа в обществе, и его неизбежная гражданская ответственность перед людьми за воздействие результатов своего творчества. Необходимость переосмысления первооснов собственного творчества не позволяла взяться за камеру до момента ПОЛНОЙ внутренней уверенности в правильности решения. Новое понимание основ изменило подход к понятию, «тема», потребовало новых приемов работы, основным из которых стал метод полного погружения в пространство жизни материала, в событие, принцип фотоэссе. Мир стал видеться по-другому...

Первой попыткой применения нового подхода стала работа над фотоальбомом «СВЕТЛАНА» (1986), второй — трехлетняя работа над темой «ХРАМ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА» (1987-89). В начале 1987 года был применен новый для меня метод «внедрения в пространство темы» — работа преподавателем фотокружка в детском доме №5 Новокузнецка. Через полгода 100-ликий портрет коллективного обитателя детского дома был представлен в экспозиции «ДЕТИ в ДОМЕ» вместе с работами новокузнецкого графика Александра Гаврилова. Эта выставка стала моей первой авторской экспозицией и, одновременно, первым предъявлением новокузнецким зрителям социальной фотографии. Тогда же в середине 1987 года фотографы выступили с инициативой организации экспозиции «Экология» — о катастрофическом состоянии окружающей среды в городе. Близкая для любого жителя города тема в первый и, до сего дня, единственный раз, объединила в стенах одного выставочного зала работы новокузнецких графиков, живописцев, скульпторов и фотографов. Общественный эффект от выставки превзошел наши ожидания. Тема экологии, чрезвычайно актуальная, больная — была представлена зрителям более чем сотней творческих работ. Экспозицией заинтересовались во Всероссийском обществе охраны природы… Еще полтора года ушло на подготовку материала. В 1989 году объединенная экспозиция графики, живописи, скульптуры и фотографии заполнила стены бывшего храма на московской Варварке.

После московской выставки в стенах Новокузнецкого Дома творческих союзов мною были представлены новые и, до недавнего времени, закрытые для зрителей темы: «ХРАМ» — фотозарисовки из жизни местного православного храма, «ДОМ 2» — фоторассказ о Новокузнецком Доме ребенка для детей с отклонениями в психическом развитии. Обе экспозиции, кроме творческой и культурной задач, имели и четко очерченную социальную цель — заполнение многолетнего вакуума в общении сибирского зрителя с документальной фотографией.

С 1989 по 1995 год я занимался изучением и преподаванием философии, много путешествовал по России. В 1994 году в одной из экспедиций в мои руки попала видеокамера. Новые возможности творчества — запечатлевание Единой Сущности Пространства до сих пор завораживают меня. Весь процесс в моих руках: от сценария фильма до упаковки кассеты. Кто-то называет это «прямым кино», я — «авторским видео». Созданы несколько видеофильмов. Они — первые шаги в новом для меня виде визуального творчества, способным войти в каждый дом...

Кто я? Наблюдатель, активный наблюдатель... 
 


Владимир Соколаев

Владимир Соколаев на открытии выставки ф
Владимир Соколаев
на открытии выставки финалистов конкурса «Инновация».
 
Сергей Карпов
Выставочная деятельность и поекты

Выставочная деятельность и проекты

Участник более чем 80 зарубежных, международных и всероссийских выставок и конкурсов. Был отмечен 12-ю дипломами, 16-ю премиями, 5-ю призами и 2-мя медалями. Персональные фотовыставки открывал более 20 раз.

Авторские проекты

Выставочная деятельность началась в 1975 году в городском фотоклубе с получения двух премий на фотовыставках и одного диплома.

1975

  • 2-ая премия на фотовыставке «Новокузнецк и новокузнечане-75». Городской фотоклуб. Новокузнецк

  • 2-ая премия на фотовыставке «Новокузнецк и новокузнечане-76». Городской фотоклуб. Новокузнецк

  • Диплом 3-ей межклубной выставки «Мир, труд, молодость». Рязань

1977

  • Награжден призом на фотовыставке «Человек и природа-77». Москва

  • Участник выставки «Интерпрессфото-77». Москва

  • Дипломант фотовыставки «Кузбасс — 60 октябрьских лет»

  • Дипломант всесоюзной фотовыставки «Слава Октябрю»

  • Лауреат выставки «Фотолюбители России — Октябрю»

1978

Вместе с Владимиром Воробьевым и Александром Трофимовым организовал фотогруппу «ТРИВА».

  • Участник выставки «Fotografia-academika-78». ЧССР

  • Участник выставки «День рабочего-праздник труда». Венгрия

  • 1-я премия на выставке «Портрет социалистического человека-78». ЧССР

1979

  • Участвовал в девяти зарубежных и двух союзных фотовыставках, в том числе:

    • «Человек и металл». Днепропетровск.

    • «Красногорск-79». Красногорск

    • «Жена-79». Страконице, ЧССР

    • «Bifota-79». Ружомберок, ЧССР

1980

  • Принял участие в трех союзных и тридцати зарубежных фотовыставках, в том числе:

    • «Интерфотоклуб-80». Всетин, ЧССР

    • «Фотография-академика-80». Пардубице, ЧССР

В 1981 году по рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы «ТРИВА» была аннулирована, а администрации Кузметкомбината было рекомендовано заменить творческий состав кинофотолаборатории «КМК-фильм», что было выполнено в 1982 году.

1983

  • Фотоальбом «Январь—Июль» — по материалам фотосъемки в Ленинграде в 1983 году

  • Фотоальбом «Соседи» фотоальбом о земляках-новокузнечанах

1984—1985

  • Фотоальбом «Жатва» (1984)

  • Фотоальбом «Я-Ты-Мы-Они» (1985)

  • Первый тематический альбом «Цыгане-скотогоны» по результатам двух выездов-съемок на Алтае в 1980 и 1985 годах

 

1986

  • Фотоальбом «Светлана»

 

1987

Стал проводить персональные фотовыставки.

  • Начало трехлетней работы над темой «Храм Архангела Михаила», которая была закончена в 1989 году.

  • Первая авторская экспозиция «Дети в Доме» — портрет обитателей детского дома № 5 «Дружные ребята» совместно с работами новокузнецкого графика Александра Гаврилова. Новокузнецк и Кемерово.

  • Фотоальбом «Дети в Доме» руководителем обкома КПСС был рекомендован к изданию, но не был издан.

 

1988

  • Персональная выставка «Дом Ребенка». Новокузнецк и Пермь

  • Проект «Экология» о катастрофическом состоянии окружающей среды в Новокузнецке объединил в стенах одного выставочного зала работы новокузнецких графиков, живописцев, скульпторов и фотографов.

 

1989

  • Проект «Регион» экспонируется в выставочном зале Всероссийского общества охраны природы. Москва

  • Выставка «Дом 2» — фоторассказ о Новокузнецком Доме ребенка для детей с отклонениями в психическом развитии. Новокузнецк

 

1990

Сменил фотоаппарат на видеокамеру и занялся ландшафтной видеосьемкой. Стал автором 14 документальных видеофильмов, три из которых отмечены наградами.

  • Выставка «Женщины и дети» в Томске

  • Персональная выставка «Храм» — фотозарисовки из жизни новокузнецкого православного храма. Новокузнецк и Омск

 

1991

  • Авторская подборка «Сорок фотографий из России». Сиетл, США

  • Стал одним из участников выставки советского фотоандеграунда «Меняющаяся реальность» («Changing Reality») в галерее искусств Коркоран в Вашингтоне, США.

 

1995

Стал организовывать и проводить фотоэкспедиции по территории Центральной Сибири — в Горный Алтай, Хакасию, Туву.

Выпустил первый ландшафтный документальный фильм «Гора».

  • Один из трех авторов отчетной фотовыставки в Новокузнецком художественном музее.

 

1999

  • Получил приз кинофестиваля «Москва златоглавая» за видеофильм «Алтын-Кёль — Золотое озеро»

 

2000

  • Весенняя выставка IFA. Москва

 

2002

  • Видеофильм «Беловодье» получил специальный диплом V кинофестиваля «Вертикаль» за операторскую работу.

 

2004

  • Один из трех авторов отчетной фотовыставки в Новокузнецком художественном музее.

  • Работы Владимира Соколаева опубликованы в книге Beyond Memory: Soviet Nonconformist Photography and Photo-Related Works of Art (ссылка ниже), выпущенной музеем Zimmerli Art Museum в 2004 году.

 

2006

  • Видеофильм «Мустаг» стал лауреатом X кинофестиваля «Спасти и сохранить». Ханты-Мансийск.

 

2008—2009

Дебютировал как куратор и ландшафтный фотограф.

  • «Вечные Миры» — выставка пейзажной фотографии. До 2011-й год организовал для сибирских зрителей Новосибирска и Новокузнецка 4 фотовыставки проекта «Вечные Миры».

  • Организация персональной фотовыставки «10 пейзажей Сибири». Галерея «Фотоленд». Новосибирск

 

2010

  • «Город, Место, Судьбы…» — первая выставка проекта, сочетающего в себе социальную и ландшафтную фотографии. Новокузнецкий художественный музей

  • Участие в фотовыставке «Австрия глазами иностранцев». Вена. Австрия

 

2011

  • «Красное—Желтое» — вторая выставка проекта, сочетающего в себе социальную и ландшафтную фотографии. Новосибирский городской центр изобразительных искусств.

 

2012

  • Принял участие в международном проекте Загребского павильона искусств «Фотографии из России и Украины». Загреб

  • Стал создателем, организатором и куратором итоговой фотовыставки члена фотогруппы «ТРИВА» Владимира Воробьева «Пункт Вселенной», открывшейся в годовщину ухода автора. Новокузнецкий художественный музей.

 

2013

Активно занялся творческим наследием фотогруппы «ТРИВА».

  • Выставки проекта документальной фотографии «ТРИВА — фотоманифест пролетариата». При поддержке Сибирского Центра современного искусства и Новосибирского отделения Союза фотохудожников России.

    • Май 2013 — Томский художественный музей

    • Сентябрь 2013 — Красноярской биеналле

    • Ноябрь 2013 — Санкт-Петербургский музей современного искусства «Эрарта»

    • Февраль 2014 — Новосибирский зал СЦСИ

    • Май-июнь 2014 — Кемеровский художественный музей

  • Участие в выставке «Сибирь глазами русских фотографов» — фотопроекта, организованного журналом National Geographic и Союзом фотохудожников России. Katzen Arts Center Американского университета в Вашингтоне. США.

 

2014

  • Авторский мультимедиапроект «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» стал номинантом премии ГЦСИ «ИННОВАЦИЯ 2013» в номинации «Региональный проект современного искусства».

  • Коллекция «100 фото ТРИВА» стала основой экспозиции международного симпозиума «Open board» в Амстердаме, Нидерланды

 

2015

  • Подготовил работы Владимира Воробьева к его первой персональной фотовыставке «Подлинные фотографии. Новокузнецк, 1970—1990». РОСФОТО. Санкт-Петербург.

 

2016

  • Подготовил проект «Новокузнецкая школа фотографии», в рамках московского «Фотобиеналле 2016». Выставлялись работы фотогруппы «ТРИВА». Москва, Екатеринбург.

  • Дебют пейзажного фотопроекта «СВИДЕТЕЛЬСТВА» (Русское географическое общество).

Проекты, организованные наследниками

 

2016

  • Персональная выставка «Владимир Соколаев: репортер повседневности» в Музее искусств в Ла-Шо-де-Фоне. Швейцария (фр. «Vladimir Sokolaev reporter de l’ordinaire» Musée des beaux-arts de La Chaux-de-Fonds).

 

2017

  • «Пунктиры Вселенной» — выставка на год памяти Владимира Соколаева. Включала в себя более его 100 работ — ландшафтную и социальную фотографию. Новокузнецкий художественный музей.

 

2022

  • Сентябрь. Выставка памяти Владимира Соколаева. Галерея Классической фотографии. Москва

Творческие произведения

Винтажные фотоальбомы

— все существуют в ручном исполнении, в единственном экземпляре.

  1. «FOTOFABER» (1980)

  2. «Январь-Июнь» (1982)

  3. «Соседи» (1983)

  4. «Жатва» (1984)

  5. «Я-Ты-Мы-Они» (1985)

  6. «Светлана» (1985)

  7. «Дети в доме» (1987)

  8. «Храм» (1987)

  9. «Цыгане» (1987)

  10. «Регион» (2010)

Современные альбомы и каталоги

  1. Авторский фотоальбом «Случайные встречи» — ограниченный тираж издательство «ТРИМЕДИА». Москва. 2013

  2. Каталог «Новокузнецк. Фотогруппа ТРИВА». Новосибирск, Москва. 2013

Видеофильмы

  1. «Гора» (1995)

  2. «Возвращение Давида» (1997)

  3. «На Земле как на Небе» (1997)

  4. «Беловодье» (1998) — специальный диплом V кинофестиваля «Вертикаль»

  5. «Алтын-Кель — Золотое озеро» (2002) — приз кинофестиваля «Москва златоглавая»

  6. «Река-Гора-Озёра» (2002)

  7. «Поднебесные Зубья» (2002)

  8. «Японский сад в Москве. Осень» (2002)

  9. «Алтын-Ту — Золотая гора» (2003)

  10. «Улаганское Плато» (2003)

  11. «Прикосновение к России» (2004)

  12. «Мустаг» (2005) — стал лауреатом X кинофестиваля «Спасти и сохранить»

  13. «Сезоны Сада» (2006)

  14. «Долина Царей» (2006)

 

Фотографии находятся в коллекциях Новокузнецкого художественного музея (НХМ), в Союзе фотохудожников России (СФР), в фонде Гладкова и Рыбчинского «Музей фотографических коллекций», переданном в музей «Московский Дом фотографии», в Государственном музейно-выставочном комплексе РОСФОТО (СПб).

bottom of page